Документы

Образовательная деятельность

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цели и задачи Программы

  Цель: проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно- исследовательскую деятельность и другие формы активности.

   Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.          

  Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

            – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

            – обеспечить равные возможности полноценного развития каждого ребенка и равный доступ к образованию, с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей;

            – создать благоприятные условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

            – объединить обучение и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

            – сформировать общую культуру личности детей, развить их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности;

            – формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям детей;

            – обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

         – обеспечить преемственность целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования;

           - обеспечить развитие личности дошкольника на основе формирования, сохранения и укрепления его физического, психического и нравственного здоровья как приоритетной общечеловеческой ценности, в условиях взаимодействия всех субъектов педагогического процесса.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

            Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации ООП ДО, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей).

        Для реализации ООП ДО педагогами ДОУ используются такие формы как: образовательные предложения (занятия), различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и другие виды игр: подвижные, традиционные народные игры; взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой, проекты различной направленности, прежде всего исследовательские, праздники, социальные акции т.п., а также используется образовательный потенциал режимных моментов. Все формы вместе и каждая в отдельности реализуются через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.         Выбранные педагогом формы, способы, методы и средства реализации Программы осуществляются с учетом базовых принципов ФГОС ДО, принципов и подходов ООП ДО, обеспечивают активное участие ребенка в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностно-развивающим характером взаимодействия и общения и др.

       При подборе форм, методов, способов реализации Программы для достижения планируемых результатов, описанных в ФГОС ДО в форме целевых ориентиров и представленных в ООП ДО, и развития ребенка в пяти образовательных областях, учитываются общие характеристики возрастного развития детей и задачи развития для каждого возрастного периода.

Ранний возраст

Направления развития ребенка

Формы, способы, методы и средства

Подгрупповая форма организации непосредственно-образовательной деятельности

Социально-коммуникативное развитие

 

- общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-

Познавательное развитие

 

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)

Речевое развитие

 

восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок

Художественное –эстетическое развитие

 

восприятие смысла музыки

Физическое развитие

 

двигательная активность

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

            Целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников. Направлениями развития ребенка выступают образовательные области. Образовательная деятельность в учреждении организуется с использованием УМК примерной общеобразовательной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» (пилотный вариант)/Под ред. Н.Е Веракасы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3- е изд. испр. и доп.М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. Приложения. стр.236-250.

Ранний возраст (1-3 года)

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

             В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

            – дальнейшего развития общения ребенка со взрослыми;

             – дальнейшего развития общения ребенка с другими детьми;

            – дальнейшего развития игры;

             – дальнейшего развития навыков самообслуживания.

В сфере развития общения со взрослым

             Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в общении и социальном взаимодействии, поощряя ребенка к активной речи. Взрослый не стремится искусственно ускорить процесс речевого развития. Он играет с ребенком, используя различные предметы, при этом активные действия ребенка и взрослого чередуются; показывает образцы действий с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу ребенка в общении и предметно-манипулятивной активности, поощряет его действия.        Способствует развитию у ребенка позитивного представления о себе и положительного самоощущения: подносит к зеркалу, обращая внимание ребенка на детали его внешнего облика, одежды; учитывает возможности ребенка, поощряет достижения ребенка, поддерживает инициативность и настойчивость в разных видах деятельности.

            Взрослый способствует развитию у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям: создает безопасное пространство для взаимодействия детей, насыщая его разнообразными предметами, наблюдает за активностью детей в этом пространстве, поощряет проявление интереса детей друг к другу и про социальное поведение, называя детей по имени, комментируя (вербализируя) происходящее. Особое значение в этом возрасте приобретает вербализация различных чувств детей, возникающих в процессе взаимодействия: радости, злости, огорчения, боли и т. п., которые появляются в социальных ситуациях. Взрослый продолжает поддерживать стремление ребенка к самостоятельности в различных повседневных ситуациях и при овладении навыками самообслуживания.

В сфере развития социальных отношений и общения со сверстниками

            Взрослый наблюдает за спонтанно складывающимся взаимодействием детей между собой в различных игровых и/или повседневных ситуациях; в случае возникающих между детьми конфликтов не спешит вмешиваться; обращает внимание детей на чувства, которые появляются у них в процессе социального взаимодействия; утешает детей в случае обиды и обращает внимание на то, что определенные действия могут вызывать обиду.

            В ситуациях, вызывающих позитивные чувства, взрослый комментирует их, обращая внимание детей на то, что определенные ситуации и действия вызывают положительные чувства удовольствия, радости, благодарности и т. п. Благодаря этому дети учатся понимать собственные действия и действия других людей в плане их влияния на других, овладевая таким образом социальными компетентностями.

В сфере развития игры

            Взрослый организует соответствующую игровую среду, в случае необходимости знакомит детей с различными игровыми сюжетами, помогает освоить простые игровые действия (покормить куклу, помешать в кастрюльке «еду»), использовать предметы заместители, поддерживает попытки ребенка играть в роли (мамы, дочки, врача и др.), организуют несложные сюжетные игры с несколькими детьми.

В сфере социального и эмоционального развития

            Взрослый грамотно проводит адаптацию ребенка к Организации, учитывая привязанность детей к близким, привлекает родителей (законных представителей) или родных для участия и содействия в период адаптации. Взрослый, первоначально в присутствии родителей (законных представителей) или близких, знакомится с ребенком и налаживает с ним эмоциональный контакт. В период адаптации взрослый следит за эмоциональным состоянием ребенка и поддерживает постоянный контакт с родителями (законными представителями); предоставляет возможность ребенку постепенно, в собственном темпе осваивать пространство и режим Организации, не предъявляя ребенку излишних требований.

             Ребенок знакомится с другими детьми. Взрослый же при необходимости оказывает ему в этом поддержку, представляя нового ребенка другим детям, называя ребенка по имени, усаживая его на первых порах рядом с собой.

            Также в случае необходимости взрослый помогает ребенку найти себе занятия, знакомя его с пространством Организации, имеющимися в нем предметами и материалами. Взрослый поддерживает стремление детей к самостоятельности в самообслуживании (дает возможность самим одеваться, умываться и пр., помогает им), поощряет участие детей в повседневных бытовых занятиях; приучает к опрятности, знакомит с правилами этикета.

Образовательная область «Познавательное развитие»

            В сфере познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

- ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями;

 - развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.

В сфере ознакомления с окружающим миром

            Взрослый знакомит детей с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий; помогает освоить действия с игрушками-орудиями (совочком, лопаткой и пр.).

            В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей

            Взрослый поощряет любознательность и исследовательскую деятельность детей, создавая для этого насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя ее соответствующими предметами. Для этого можно использовать предметы быта – кастрюли, кружки, корзинки, пластмассовые банки, бутылки, а также грецкие орехи, каштаны, песок и воду. Взрослый с вниманием относится к проявлению интереса детей к окружающему природному миру, к детским вопросам, не спешит давать готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес.

Образовательная область «Речевое развитие»

            В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

            - развития речи у детей в повседневной жизни;

            - развития разных сторон речи в специально организованных играх и занятиях.

            В сфере развития речи в повседневной жизни

            Взрослые внимательно относятся к выражению детьми своих желаний, чувств, интересов, вопросов, терпеливо выслушивают детей, стремятся понять, что ребенок хочет сказать, поддерживая тем самым активную речь детей. Взрослый не указывает на речевые ошибки ребенка, но повторяет за ним слова правильно.

            Взрослый использует различные ситуации для диалога с детьми, а также создает условия для развития общения детей между собой. Он задает открытые вопросы, побуждающие детей к активной речи; комментирует события и ситуации их повседневной жизни; говорит с ребенком о его опыте, событиях из жизни, его интересах; инициирует обмен мнениями и информацией между детьми.

            В сфере развития разных сторон речи

            Взрослые читают детям книги, вместе рассматривают картинки, объясняют, что на них изображено, поощряют разучивание стихов; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество; проводят специальные игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса, развитие грамматического и интонационного строя речи, на развитие планирующей и регулирующей функций речи.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

            В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

            - развития у детей эстетического отношения к окружающему миру;

            - приобщения к изобразительным видам деятельности;

            - приобщения к музыкальной культуре;

            - приобщения к театрализованной деятельности.

             В сфере развития у детей эстетического отношения к окружающему миру

          Взрослые привлекают внимание детей к красивым вещам, красоте природы, произведениям искусства, вовлекают их в процесс сопереживания по поводу воспринятого, поддерживают выражение эстетических переживаний ребенка.

            В сфере приобщения к изобразительным видам деятельности

            Взрослые предоставляют детям широкие возможности для экспериментирования с материалами – красками, карандашами, мелками, пластилином, глиной, бумагой и др.; знакомят с разнообразными простыми приемами изобразительной деятельности; поощряют воображение и творчество детей.

            В сфере приобщения к музыкальной культуре

            Взрослые создают в ДОУ и в групповых помещениях музыкальную среду, органично включая музыку в повседневную жизнь. Предоставляют детям возможность прослушивать фрагменты музыкальных произведений, звучание различных, в том числе детских музыкальных инструментов, экспериментировать с инструментами и звучащими предметами. Поют вместе с детьми песни, побуждают ритмично двигаться под музыку; поощряют проявления эмоционального отклика ребенка на музыку.

            В сфере приобщения детей к театрализованной деятельности

            Взрослые знакомят детей с театрализованными действиями в ходе разнообразных игр, инсценируют знакомые детям сказки, стихи, организуют просмотры театрализованных представлений. Побуждают детей принимать посильное участие в инсценировках, беседуют с ними по поводу увиденного.

Образовательная область «Физическое развитие»

            В области физического развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

            - укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни;

             - развития различных видов двигательной активности;

            - формирования навыков безопасного поведения.

            В сфере укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни        

            Взрослые организуют правильный режим дня, приучают детей к соблюдению правил личной гигиены, в доступной форме объясняют, что полезно и что вредно для здоровья.

            В сфере развития различных видов двигательной активности

             Взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием – как внутри помещений ДОУ, так и на внешней ее территории (горки, качели и т. п.) для удовлетворения естественной потребности детей в движении, для развития ловкости, силы, координации и т. п. Проводят подвижные игры, способствуя получению детьми радости от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, правильной осанки. Вовлекают детей в игры с предметами, стимулирующие развитие мелкой моторики.

             В сфере формирования навыков безопасного поведения

            Взрослые создают в ДОУ безопасную среду, а также предостерегают детей от поступков, угрожающих их жизни и здоровью. Требования безопасности не должны реализовываться за счет подавления детской активности и препятствования деятельному исследованию мира.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

     Требования, предъявляемые к развивающей предметно-пространственной среде в учреждении, соответствуют п. 3.2 «Примерной образовательной программы дошкольного образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).

          Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования в детском саду используются ниже следующие принципы.

          Принцип дистанции позиции при взаимодействии, который обеспечивает контакт взрослого с ребенком с позиции «глаза в глаза». В связи с этим размер и планировка помещений должны таковы, что каждый ребенок может найти себе место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощутить тесный контакт с ними, или же предусматривающее и свободу и контакт одновременно.

            Принцип активности, самостоятельности, творчества, что дает возможность проявления и развития активности у ребенка. Ребенок получает возможность проявления творчества, опосредованно побуждается к проявлению творчества во многих видах деятельности. У дошкольника возникает желание творить в окружающем его мире.

    Принцип стабильности-динамичности (мобильности), он связан с принципом функционального зонирования. Он выражается в том, что ребенок свободен в своих проявлениях предметной деятельности, то есть может изменять среду соответственно своим потребностям. В группах мы размещаем предметы, позволяющие детям построить игровое пространство (пуфы, подушки, мини-ширмы и т.п.), но сначала нужно научить их играть со средой. (Подойдут творческие сюжетно-ролевые игры: «Дорога», «Строитель», «Театр», «Космос», «Художник» и т.п.)

          Принцип комплексирования и гибкого зонирования – это создание в помещении небольших пространств (мини-зон) с определенной деятельностью детей (речевой, интеллектуально-познавательной, музыкально-театральной и др. по образовательным областям). Принцип зонирования позволяет каждому ребенку выбрать, в какой из зон он будет действовать.

            Принцип эмоциогенности, который предполагает создание эмоционального комфорта через цветовое и декоративное решение интерьера группы и организацию мини- зон психологической поддержки ребенка (уголки уединения «у камина», у «сухого аквариума», у фонтанчика с водой помогают расслабиться, отдохнуть, побыть наедине с собой.)

«использование предмета». При организации образовательного процесса сокращается объем игрушек с фиксированной функцией (муляжи часов, телевизоров, пупсы, коляски и т.п.), так как они психологически малосодержательны, группу лучше наполнить модулями, конструкторами разных размеров и большим количеством бросового материала.

            Принцип открытости к природе, культуре, обществу и открытости своего «Я». Открытость в природе предусматривает включение в среду природного компонента. Открытость в культуре просматривается в художественно-оформительской деятельности детей, цель которой – формировать у детей желание и умение украшать окружающую среду и развивать у них представление о самоценности собственных произведений. Этот принцип предполагает персонализацию среды, которая реализуется в ходе мероприятий  «Мои фотографии», «Что я люблю», «Портрет» продуктом которых может являться выставка фотоальбомов, мини-книжек о себе.

            Принцип гендерного подхода, который предполагает учет полоролевых особенностей мальчиков и девочек. Пространство девочек - это интересы к сфере бытия человека, взаимоотношений между людьми, предметы, созданные и преобразованные взрослыми (одежда, косметика, утварь). У мальчиков пространство интересующих их объектов практически не ограничено. Они проявляют интерес к сфере транспорта, а также к преобразовательной и конструктивной деятельности. В развивающей среде групп это просматривается в виде разделения игровой зоны на пространство для девочек и для мальчиков (у девочек - сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Хозяюшка», пособия для рукоделия; у мальчиков – это различные конструкторы, военизированные сюжетно- ролевые игры, напольные и настольные игры «Футбол», «Хоккей», шахматы, оборудование для различных мастерских и т. п.).

       При организации развивающей предметно-пространственной среды учитывается, что общая модель образовательного процесса включает две структурные составляющие: развивающая партнерская деятельность взрослого с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей.

            Проблема дробного деления пространства группы и неоднозначности использования некоторых материалов, которые полуфункциональны и могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности, решается благодаря использованию схемы деления группы на три части (по Н.А.Коротковой), все центры- функционалы, имеющиеся в группе, объединены в три зоны:

 1. Зона умеренной активности: Центры познания, книги, природы, занимательной математики, патриотического воспитания, Уголок уединения

 2. Зона средней активности: Центры конструирования, экспериментирования, социально-эмоционального развития, творчества, безопасности.

 3. Зона повышенной активности, связанная с экстенсивным использованием пространства (активное движение, возведение крупных игровых построек и т.п.): Центры двигательной активности, музыки, театра, игры, дежурства

Три части пространства обладают подвижными «пульсирующими» границами и могут вмещать всех желающих.

Зона средней активности предназначена для продуктивной и познавательно- исследовательской деятельности;

Зона повышенной активности предназначена для развертывания сюжетной игры. Здесь находятся переносные маркеры, напольные игры, большие строительные наборы, крупные конструкторы для продуктивной деятельности.

Зона умеренной активности – для чтения художественной литературы, познавательно-исследовательской (здесь расположены атласы, альбомы, словари, образно- символические и нормативно-знаковые материалы), спокойной игровой деятельности

(настольные и сюжетно-режиссерские игры).

            Для детей зоны визуально обозначаются семантическими (смысловыми) маркерами-метками, т.е. специально подобранными по форме, цвету и размеру предметами мебели, ширмами, модулями, стеллажами с игровым оборудованием. Это могут быть хранящиеся на границах зон материалы для разного рода подходящих видов деятельности.

            В группах старшего дошкольного возраста игровое оборудование, сюжетообразующие игрушки убираются в контейнеры, так как дети старшего возраста не нуждаются во всей полноте предметных опор. В старшей и подготовительной группе имеется информационное поле с наглядностью в рамках тематической недели и маркеры центров детской активности, которые размещаются на специальном табло.

            Воспитатель в группе организует развивающие занятия в форме непринужденной партнерской деятельности, дети разделяются на группы, каждая из которых самостоятельно работает в каком-либо из предложенных педагогом центров. Ребенку предоставляется свобода выбора интересующей его в данный момент деятельности.

Распорядок дня и режим как условие реализации Программы

График работы учреждения: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница - с 7.00 до 19.00 часов. Выходные дни: суббота, воскресенье.

Период реализации основной образовательной программы: с 1 сентября - по 31 мая.

Период детских развлечений: с 25 декабря - по 16 января. Летний оздоровительный период: с 1 июня - по 1 сентября.

Примерное ежедневное время, необходимое на реализацию Программы – 12 часов.

Дозировка времени на непосредственно образовательную деятельность, не связанную с одновременным проведением режимных моментов, представлена в СанПиН.

Режим дня в группе общеразвивающей направленности с 1,6-3 лет (холодный период)

Время

Режимные моменты. Содержание деятельности.

Дома

6.30-7.30

Подъем, утренний туалет

7.00-8.00

Приход в детский сад Утренняя встреча, прием, осмотр, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с детьми

8.05-8.10

Утренняя гимнастика Игровые, сюжетные, музыкально- двигательные комплексы (образовательная деятельность в режимных моментах)

8.10-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак Воспитание культурно- гигиенических навыков (образовательная деятельность в режимных моментах)

8.30-9.00

Самостоятельная деятельность детей

Игры, самостоятельная деятельность детей в центрах развития

9.00-9.40

 Организованная образовательная деятельность

Подгрупповые занятия (коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая). Физкультминутки. Уход за растениями в уголке природы. Помощь взрослым в подготовке к совместной деятельности и уборке после неё. Самостоятельная игровая деятельность.

9.40-10.00

Второй завтрак Воспитание культурно-гигиенических навыков (образовательная деятельность в режимных моментах)

10.00-11.30

Подготовка к прогулке. Прогулка

Обучение навыкам самообслуживания. Труд в природе (по сезону) и на участках. Освоение правил безопасного поведения в природе, на улицах города, участке.  Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: наблюдения, экскурсии, элементарное экспериментирование. Подвижные игры. Самостоятельная деятельность. Игры с природным материалом, в зависимости от времени года.

11.30-12.00

Подготовка к обеду. Обед. Воспитание культурно- гигиенических навыков (образовательная деятельность в режимных моментах)

12.00-15.00

Подготовка ко сну. Дневной сон. Комплекс закаливающих  и оздоровительных мероприятий, релаксация, музыкотерапия (образовательная деятельность в режимных моментах). Отдых.

15.00-15.20

Постепенный подъем Закаливающие и оздоровительные мероприятия, гимнастика в постели, навыки одевания.

15.20-15.30

Полдник. Культурно-гигиенические навыки. Навыки самообслуживания.

15.30-16.00

 

Игры, самостоятельная и организованная деятельность. Подгрупповые занятия (музыкальная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора). Самостоятельная игровая, творческая и познавательная деятельность детей. Ежедневное чтение

16.00-17.00

Подготовка к прогулке. Прогулка. Обучение навыкам самообслуживания. Труд в природе (по сезону) и на участках. Освоение правил безопасного поведения в природе, на улицах города, участке.  Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

17.00-17.30

Подготовка к ужину, ужин. Культурно-гигиенические навыки. Навыки самообслуживания. (образовательная деятельность в режимных моментах)

17.30-19.00

Самостоятельная деятельность детей, уход домой. Игры, самостоятельная деятельность детей в центрах развития. Обучение навыкам самообслуживания

19.00-20.00

Прогулка по дороге домой. Прогулка

Дома

19.00-20.00

Вечерняя прогулка по дороге домой

20.00-21.00

Спокойные игры

21.00-6.30 (7.30)

Подготовка ко сну (гигиенические процедуры, чтение перед сном), ночной сон

Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах (во время утреннего приема детей в детский сад, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.).

В образовательной деятельности в режимных моментах решаются задачи формирования общей культуры детей дошкольного возраста (культуры поведения, общения, деятельности, питания, сна, здоровья, безопасности жизнедеятельности, развития их физических, интеллектуальных, личностных качеств и предпосылок учебной деятельности, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду:

- физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;

- социально-коммуникативное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

- познавательное и речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);

- художественно-эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.

В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, воспитателем может быть организовано начало работы по теме, затем в процессе организованной образовательной деятельности происходят обобщение и систематизация знаний детей, формирование обобщенных способов осуществления детской деятельности, что в свою очередь позволяет ребенку осуществлять деятельность на высоком уровне самостоятельности, проявлять творчество (вариант 1). Возможен и другой путь (вариант 2), когда началом работы по теме является организованная образовательная деятельность, а затем знания и умения находят дальнейшее применение в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и в самостоятельной детской деятельности.

Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени:

1. Утренний круг.

2. Наблюдения: в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку).

3.  Индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и др.).

4. Создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, проявлений эмоциональной отзывчивости ко взрослым и сверстникам.

5. Трудовые поручения (уход за комнатными растениями и др.).

6. Беседы и разговоры с детьми по их интересам.

7. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видео-материалов разнообразного содержания.

Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки:

1. Подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей.

2. Наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней.

3. Элементарная трудовая деятельность детей на участке детского сада.

4. Свободное общение воспитателя с детьми.

Образовательная деятельность, осуществляемая во второй половине дня:

1. Вечерний круг.

2. Совместная игра воспитателя и детей, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для дальнейшей организации самостоятельной игры.

3. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера условно- вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и др.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

4.Сенсорный и интеллектуальный тренинг, обеспечивающий становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и др.). Развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

5. Детский досуг, целенаправленно организуемый воспитателями для игры, развлечения, отдыха. Организуются досуги «Фестиваль подвижных игр», музыкальные и литературные досуги.

6. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность, которая носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

ПРИМЕРНОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 1,5-3 ЛЕТ

Тема / Тема недели

Развернутое содержание работы

Период

Примерные варианты итоговых мероприятий

1. «Здравствуй,

детский сад!»

Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка. Познакомить с детьми, с воспитателем. Формировать положительные эмоции к детскому саду, взрослым, детям.

1,2 недели сентября

Заполнение документов по адаптации детей к ДОУ

Заполнение таблиц: «Мониторинг образовательного процесса»

2. «Наши любимые игрушки»

Знакомить детей с игрушками в группе.
Закрепить знание детей о местонахождении разных игрушек, умения убирать каждую игрушку на своё место.
Осваивать элементарные ролевые и сюжетные игры.
Развивать фантазию детей.

2,4 недели сентября

 

Совместное чаепитие с родителями. Создание фотоальбома, выставка «Моя любимая игрушка»

3. «Осень, осень, в гости просим»

 

Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Собирать с детьми на прогулках разноцветные листья, рассматривать их, сравнивать по форме и величине.

5 неделя сентября

1 неделя октября

 

Выставка детского творчества

Праздник «Осенние фантазии»

4. «Домашние животные и птицы»

 

Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями поведения диких животных и птиц осенью. Учить, внимательно рассматривать изображения домашних животных, называть их, отличать животных друг от друга по внешним признакам, имитировать их звукоподражания

3 неделя октября

Игровая ситуация «Кто как кричит», выставка игрушечных животных.

5. «Сезонная одежда, обувь»

Познакомить детей с многообразием одежды.
Формировать навыки одевания и раздевания.
Обогащать активный словарь детей посредством ролевых игр, рассматривания иллюстраций, чтения художественной литературы.

4 неделя октября

Сюжетно-ролевая игра «Одень куклу на прогулку»

6. «Мой дом» «На детской площадке у нашего дома иду я дорожкой знакомой»

Дать первичное представление о своем доме.
Знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения. Формировать первичные представления правил поведения в быту, на улице. Знакомить с частями дома.
Обогатить словарный запас детей по данной теме.

1,2 недели ноября

Ролевая игра «Строим дом».

Выставка детского творчества.

7. «Я в мире человек»

Дать представление о себе как о человеке; об основных частях тела человека, их назначении. Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо; начальные представления о здоровом образе жизни. Закреплять знание своего имени, имен членов семьи. Развивать представления о своей семье.

3 неделя ноября

Создание фотоальбома «Моя дружная семья!»

8. «Очень, очень, я люблю маму милую мою»

Воспитывать доброе отношение к женщинам, матери. Воспитывать чувство любви и уважения к маме, вызвать желание заботиться о ней, помогать в домашних делах, - помочь ставить, удерживать и реализовать поставленную ребёнком цель в совместной творческой деятельности.

4 неделя ноября

Игра-ситуация «Моя мама»

9. «Здравствуй, зимушка-зима!» 

Формировать у детей знания о времени года «Зима».
Познакомить с изменениями в зимней природ, человек и зима, поведение птиц, лесных зверей зимой, со свойствами снег. Развивать познавательную активность, чувственность, наблюдательность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление.

1,2 неделя декабря

Игра на прогулке «Санный поезд»

Коллаж «Снежки»

10 «Новогодний праздник»

 

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника как в непосредственно образовательной, так и в самостоятельной деятельности.

3, 4 недели декабря

Новогодний утренник.

11 «Зима»

 

Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).
Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения диких животных и птиц зимой.

1, 2 недели января

Тематическое развлечение.

Выставка совместного творчества детей и родителей.

11. «Транспорт. Профессии»

Знакомить детей с транспортом; с профессиями (шофер, врач, продавец)

4  неделя января

Тематическое развлечение «Мы шоферы».

12. «Народная игрушка»

 

Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек. 
Знакомство с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.) использование фольклора при организации всех видов детской деятельности. Воспитывать интерес к народным игрушкам.

1,2  неделя февраля

Выставка  творческих работ «Наша любимая матрешка» (совместно с родителями)

8. «Папин праздник»

Организовывать все виды детской деятельности
(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к папе, бабушке.

3, 4 неделя февраля

Развлечение с папами

9. «Мамин день»

Организовывать все виды детской деятельности
(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.

1 неделя марта

развлечение «Мамин праздник»

11. «Весна»

 

Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения диких животных и птиц весной.

2,3 неделя марта

Весенний досуг.

Коллективная работа «Весенний лес»

12. «В гостях у сказки». «Наши сказки хороши, любят слушать малыши!»

 

Формировать умение слушать чтение взрослого, повторять знакомые фразы, обыгрывать персонажей.
Знакомство с русскими народными сказками и сказочными персонажами. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностей представлений. Развивать умения слушать, следить за развитием действия, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

4 неделя марта

Кукольный спектакль родителей для детей

 

13. «Мебель»

Расширять знания детей о мебели.
Дать детям знания о предметах мебели, помогать делать постройки для сказочных персонажей, знакомить со назначением, строением и особенностями использования предметов мебели (шкаф, стол, стул, кровать). Находить предметы по указанным свойствам, развивать активный словарь детей.

1 неделя апреля

Игра «Дом»

14. «Транспорт»

 

Познакомить детей с машиной грузовой и легковой.
- формировать представления о назначении транспорта; - дать детям представление о разновидностях транспорта; - отметить характерные отличительные признаки транспорта, вызвать познавательный интерес к транспорту. 

2 неделя апреля

коллективная аппликация «Машины на дороге»

15. «Я расту»

Изменения внешнего вида и некоторых проявлений (роста, размера ладошки — по сравнению с началом года), уточнение представлений о собственном внешнем виде, поведении и возможностях («Чему мы научились?»); представления о прошлом и настоящем времени («Какими мы были — какие сейчас?» — рассматривание фотографий)

3 неделя апреля

Фотовыставка «Какие мы большие»

16. «Безопасность ребенка в быту»

Знакомить детей с источниками опасности дома (горячая плита, утюг, острые предметы и др.). Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.

4 неделя апреля, 1 неделя мая

Театральное представление по теме.

17. «Весенние цветы»

Рассматривание разных видов цветов, первоцветов; представления о структурных частях; разнообразие цветов и оттенков, формы лепестков, запаха.
Формировать умение откликаться на проявление прекрасного, развивать художественное восприятие произведений искусства, умение последовательно рассматривать образ, эмоционально откликаться на изображение, соотносить увиденное с собственным опытом, развивать умению детей общаться и соотносить о себе, своем настроении с помощью музыки.

1,2 неделя мая

Совместный с родителями альбом рисунков «Цветы»

18. «Насекомые»

 

Познакомить детей с первыми насекомыми, их внешним видом.
Расширять представление детей о насекомых, узнавать их в игрушках, в природе и на картинках, наблюдать за насекомыми на участке. Воспитывать бережное отношение (рассматривать, не нанося им вред).

3 неделя мая

Композиция на ковролине «Насекомые»

19. «Скоро лето!»

Мониторинг.

Расширять представления детей о лете, о сезонных изменениях (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).
Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и песком. Воспитывать бережное отношение к природе.

4 неделя мая

Целевая прогулка- экскурсия по территории детского сада.

Праздник «Здравствуй, лето!»

Заполнение таблиц: «Мониторинг образовательного процесса»


Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрирован 03.07.2020 № 58824)

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрирован 26.05.2020 № 58465)

Указ Губернатора Иркутской области от 12 октября 2020 года № 279-уг О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Конвенция о правах ребенка


ФГОС ДО

"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)

Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция)

СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2020 № 20 "О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020-2021 годов"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08-249

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

Письмо МИНИСТЕРСТВа ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 мая 1999 года N 109/23-16 О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек

ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"

Федеральный закон РФ №120 от 24.06.1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изменениями и дополнениями)

Методические рекомендации «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» (О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич)

Комментариев нет:

Отправить комментарий